Бахшҳо
22 май 2017 15:26Ҳуқуқи инсон

Отец из Таджикистана просит помочь вернуть его детей из Сирии домой: «Двое старших погибли, я не хочу потерять и третьего…»

Приграничная сельская управа (с/у) Мехнатобод района Зафарабад находится в 80 километрах от города Худжанд, административного центра северного Таджикистана. Это местность, где жизнь протекает тихо и однообразно, как и почти во всех небогатых селах этой части Центральной Азии. Население - в основном, старики и дети. Все трудоспособные жители от 18 по 55 лет с марта по ноябрь находятся в трудовой миграции, в Российской Федерации. Зимой возвращаются домой, на каникулы.В основном, вся жизнедеятельность здесь держится на деньгах мигрантов. Еще выручает земледелие и животноводство.

Район Зафарабад административно находится в составе Согдийской области, на севере Таджикистана и граничит с двумя областями Республики Узбекистан. 80% жителей этнические узбеки. Более половины хорошо владеют таджикским языком. Во времена СССР район считался одним из передовых аграрных регионов и занимал ведущие колонки в СМИ по сборам урожая хлопка-сырца. В двухтысячные годы, после появления колючих проволок и закрытия границ между Таджикистаном и Узбекистаном, здесь многое изменилось…

Печальную известность район приобрел в связи с тем, что, по официальным данным только из одного населенного пункта, сельской управы Мехнатобод, 14 человек, 12 из которыхчлены одной семьи Турабековых, воюют в Сирии и Ираке, в рядах запрещенной террористической организации ИГИЛ. Пятеро из них уже объявлены убитыми.

В декабре 2015 года МВД Таджикистана опубликовало фотографии детей ХамзыТурабекова в своем официальном сайте и объявило их в розыск за причастность к этой запрещенной группировке.
ТурабековХудоёрбек – 1990 года рождения (по словам отца он убит)
ТурабековаНодирабегим – 1992 года рождения
ТурабековЭлёрбек – 1996 года рождения (по словам отца он убит)
ТурабековАсилбек – 1999 года рождения



Найти дорогу в дом ХамзыТурабековане трудно. В Мехнатободе и стар, и млад знают их, но показывать дорогу к их дому не спешат. Позади коричневых вороттипичный для этих мест сельский дом, гора сена, постиранное белье, висящее на веревке, коровы подальше на дворе.

ХамзаТурабеков, пятидесятилетний земледелец, не высокий зрелый мужчина с охрипшим голосом, с красными глазами, немножко согнутой спиной, в синей,видавшей лучшие времена рабочей одежде, быстро отзывается на наш оклик: “Хуш омадед, дароед, сари як пиёла чой сухбат мекунем” – Добро пожаловать, заходите, поговорим за пиялкой чая...

Его жена, трое молодых сыновей, дочь, зять, два внука, несколько племянников и двое дядей в настоящий момент находятся на полях сражений Сирии и Ирака. Во время разговора заметно, что голос Хамзы давно охрип и слезы в глазах высохли, но за улыбкой скрывается горечь и печаль.
«Они ушли в джихад, воевать за идею создания Исламского Халифата, где законом служат только Коран и Сунна. Называют себя последователями «ахл-ас-сунны и джама’а». Я в этом не разбирался. Часто сжигал их диски и книжки в огне, жена обвиняла меня и говорила, что я «кафир». После прибытия в Сирию жена позвонила и потребовала у меня развод по шариату «талок». Я отказался. Однажды читал, что если мужчина один раз произнесет слово «таляк» то трон Аллаха содрогнется, это большой грех. Да и за что? Она была хорошей, сильно религиозной, нос тяжелым характером…. (молчание…вздох…) …Для них деньги не имеют значения. Мы не бедняки. У меня есть 6 гектаров земли. Выращиваю хлопок, пшеницу, овощи. Сын имел хорошую работу в Москве, посылал деньги. У них не было исламского образования. Арабский язык и алфавит не знали. Что они понимают в исламе, в джихаде? Во всем виновата нефть, борьба за нее. Нефть отняла у меня всех и все» - говорит ХамзаТурабеков.

В мае 2015 года у него дома появились люди «в галстуках», и отвезли его в здание Истаравшанского отдела ГКНБ. Там Хамзепоказали фотографии бородатых людей в военной форме с пулеметами и автоматами в руках. Хамза сразу узнал старшего сына.
На вопрос «где они» мужчина рассказал всю историю их исчезновения…

Все началось в 2000 годах

В начале двухтысячных годов, когда Узбекистан закрыл свои границы, село Мехнатобод оказалось в информационном вакууме. Тогда в селе на дверях домов, у ворот, и даже на деревьях, стали появляться листовки запрещённой организации Хизб-ут-Тахрир с призывами к молитве и исполнению законов шариата. Потом появились диски, где имамы и ораторы искусно призывали всех к джихаду.

«Моя жена Тулгуной домохозяйка, с маленькими детьми днем и ночью их постоянно читала. Я часто сжигал диски в тандуре. Но они появлялись снова» - говорит Хамза.

Тем временем число этой группировки из Мехнатобода достигло почти ста человек. Отец Хамзы -ДжурабекТурабеков был главой сельского джамоата и помог правоохранительным органам поймать и посадить за решетку 25 из них. Самых молодых отпустили под амнистию. Кто смог, уехали в Россию.

«Всю жизнь жена упрекала меня, мол, твой отец посадил невинных молодых людей и угробил их жизни, так как им дали большие сроки, от 10 до 12 лет» - говорит Хамза.

Годы прошли, «тахрировцы» вышли на свободу. Но уже с другими планами и далеко не патриотическими. В арабских странах уже господствовала запрещеннаяИГИЛ. Они начали собирать команду из «своих» для поездки в Сирию. По словам Хамзы транзитной страной всегда была Россия. Так как его сыновей, которые были трудовыми мигрантами в России, тоже завербовали оттуда.

«Выдал дочь замуж за парня по имени Илхом. Оказывается, он, и сын моего дяди - Мулло Бахром и сын моей сестры- БобурКелдиев, были в группе главных отправителей людей в Сирию. Они завербовали моего старшего сына Худоёрбека, который с 2012 года находился в России».

Второй сын, Элёрбек уехал в Россию в 2013 году, вскоре и он был завербован. Дочь Нодирабегим уже сразу после замужества находилась с мужем Ильхом в России. Родила там двух сыновей: Мухаммад Умар и Мухаммад Форух.

В том же году ХамзаТурабеков по неосторожности совершает аварию, в которой погибает человек. Его осудили по второй части статьи 212 (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств)Уголовного Кодекса Таджикистана. Дальнейшие три года Хамза проводит на вольном поселении. Иногда по выходным его отпускали домой. Во время его отсутствия зять, Ильхом смог завербовать жену Хамзы. И они разработали сценарий побега в Сирию.
«Позвонил Худоёрбек и сказал, что нашел жену в России, хорошую мусульманку, хочет на ней жениться и просил моё благословление. Я запретил и сказал, чтобы привозил её домой, и мы сыграем здесь большую свадьбу. Жена взяла трубку и сказала, что она сама поедет в Москву. Я был против», продолжает он свой печальный рассказ.

Хамза только сейчас понимает, что это был хорошо разработанный план. Младший сын 15-летний Асилбек был категорически против - ехать в Россию. Не хотел оставлять отца одного в трудную минуту. Но у него не было выбора.

«Жена, Тулгуной сказала: «Если не поедешь со мной в Россию, я тебя прокляну, ты попадешь в Ад)», Асилбек мне позвонил, и я сказал, «сынок, маму нельзя оставлять одну, я тут как-нибудь справлюсь». Я же не знал про её дальнейшие планы…»

В декабре 2014 года жена увезла несовершеннолетнего сына на, якобы,«свадьбу брата» в Россию.Хамза, вернувшись на очередные выходные домой, нашел его полностью пустым. «Жена продала все, мебель, ковры, домашнюю посуду, все. Она явно была готова, к тому что больше не вернется».

Февраль 2015 года поступает тот самый судьбоносный звонок из Сирии. «Номер четыре единицы. Удивился. Поднимаю, мой второй сын Эльёрбек: «Отец, мы прибыли». Прибыли? Куда? - спросил я. «В Сирию. В джихад и за создание исламского государства. Не жди нас, мы будем ждать тебя здесь».

Это был шок. Более ста таджиков работавших на территории России были отправлены в Сирию одновременно. Отправители не русские и не арабы, те самые, родные люди, таджики. Совсем скоро в селе начали ходить слухи. Молодые парни видели выступления и фотографии сыновей Турабекова в социальных сетях. Все начали подозрительно смотреть на Хамзуи спрашивать, где родные…?

По словам отца, график у ИГИЛовских солдат жесткий. Каждый день тренировки и спецподготовки, боевые командировки в Ирак. Сразу при пересечении границы у них отобрали паспорта, и предоставили новый: паспорт гражданина исламского государства. Всем поменяли имена. Младший сын Асилбек получил имя «Али ибн Хамза», племянник БобурКелдиев «Салох-уд-диниАйюби». Двум старшим сыновьям ХамзыХудоёрбеку и Эльёрбеку не успели выдать новые паспорта, так как они быстро погибли. Отцу отправили фотографии как их хоронят. «Говорят старший умер на поле битвы в Ираке. А второй умер во время теракта в России, когда взорвали мечеть, на него упала стена… (молчание… сглатывает комок в горле…) Вы не представляете какое у меня было состояние. Я не хочу потерять и третьего, уже не выдержу. Пожалуйста, помогите мне вернуть его, он же еще ребенок!»
Всю информацию о судьбе своих родных Хамза получал по телефону. Время от времени звонил младший сын и просил отца присоединится к ним. С июня 2016 года, когда начался мусульманский месяц рамазон, звонки прекратились.

Хамза не перестает делать все, чтобы вернуть хотя бы младшего сына. Ищет пути. «Государство обещает амнистию и облегчения наказания, тем кто сожалеет и решит вернуться. Я знаю, что может его осудят за причастность к экстремистским и террористическим группировкам, но это лучше, чем быть убитым там. Он слишком молодой, жалко… Он сам сильно сожалеет, его же обманным путем увезли».

Жизнь с нового листа

После смерти сыновей Хамза Тураев кардинально изменил свою жизнь, начал все с чистого листа. Сжег все фотографии и воспоминания о бывшей семье. Женился на СайфинисоСодиковой, которая около 15 лет назад переехала сюда из Шахринавского района. Трое сыновей и одна дочь разведенной женщины заменили Хамзе потерянную семью. «У меня родилась дочь, назвал ее Шукронахон, в знак благодарности Богу, за то, что не свел меня с ума».

Два старших приемных сына работают в России, а Асадбек и Севарахон живут вместе с родителями.

«Шариат гласит, что рай женщины рядом с хорошим мужем. А Хамза золотой мужчина. Как можно было бросать такого ради поле битвы и увезти детей на явную смерть?» - недоумевает СайфинисоСодикова. Женщина говорит, что под каждой улыбкой мужа она чувствует боль и страдание.

«Отец добрый и очень заботливый» - говорит его приемная дочь Севарахон.

Сегодня ХамзаТурабеков в своем кишлаке активно участвует в общественной жизни, ходит на поминки, его приглашают на свадьбы и мероприятия, всегда принимает участие на пятничной молитве в мечети. Несмотря на произошедшее, он не потерял уважения своих односельчан.
«Во всем виновата его бывшая жена. Она разлучила отца с детьми, и сама бросила его. Как можно назвать ее матерью? Не остановила детей от дороги смерти, наоборот толкнула их туда. Хамза не быль пьяницей, тунеядцем, бездельником. Всегда работает на поле. Жалко мужчину» - сетуют соседние женщины. А Хамза все так же оставляет ворота своего дома открытыми. Мужчина уверен, что однажды услышит голос младшего сына: «Отец, я вернулся домой, прости меня…».

Хосият Комилова

Ин гузориш дар ҳамдастӣ бо Намояндагии Институти инъикоси ҷанг ва сулҳ (IWPR) дар Тоҷикистон, дар доираи лоиҳаи “Тавонмандсозии ҷомеа ба хотири мубориза бо ифротгароӣ дар Тоҷикистон” омода шудааст.
Мӯҳр
Эзоҳ илова кунед
Номи шумо:
Почтаи электронии шумо:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
ХАБАРҲОИ ОХИРИН
Баҳси пурзӯр кардани ҳифзи сарҳади Тоҷикистону Афғонистон дар дидори Э.Раҳмон ва ҳайати парлумони Аврупо10:09Оғози фурӯши смартфонҳои iPhone 8 ва iPhone 8 Plus!09:49БО ЗАБОНИ ШЕЪР: Ман зи андешаи турконаи як ҳамватанам метарсам...15:34Чаро ҳукумат ҳамеша ба ТАЛКО имтиёз медиҳад?14:16“Шантаж”-и ҳамсар: Аз ҳаққи модарӣ даст накашӣ расвоят мекунам10:27Баҳси буҷа: Аз қарзи маош то қарзи хориҷӣ11:57Сарвазири Тоҷикистон бо Президенти Узбакистон мулоқот мекунад11:05Ҳимояти СММ аз cарбози тоҷики пайрави “Шоҳидони Яҳво”, ки либоси низомиро рад кард10:38АКС+ВИДЕО. Нахустин анҷумани маъюбони Тоҷикистон дар Душанбе11:51Маҷлис: Аз тағйироти кадрӣ то ваъдаи 80 мансабдор барои пулдиҳӣ аз кисаи худ15:46100 метр дуртар: Тамокукашӣ маҳдудтар шуд13:21Аз парвандаи Маҳмудов то муроҷиати ҷабрдидагони "7 бурҷ": Роҳкиро надорем (ВИДЕО)11:18Пешниҳоди журналисти тоҷик ба раҳбарони кишварҳои ҷаҳон: 2018-ро соли беяроқӣ эълон кунем!09:33Агентии зидди коррупсия гуфт, “Умед-88” ва Вазорати молия аз “Роғун” қарз гирифтаанд08:01Таърихи имрӯз: Мавлуд, ҷашн, санаҳои таърихӣ, дамои ҳаво, бозори арз07:44
ТАҚВИМ
«    Апрел 2024    »
ДушСешЧорПанҶумШанЯкш
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
БОЙГОНӢ
Ноябр 2017 (5)
Октябр 2017 (192)
Сентябр 2017 (257)
Август 2017 (314)
Июл 2017 (301)
Июн 2017 (269)